
Еженедельно в школах всей страны проходят занятия в рамках курса «Россия — мои горизонты». Этот курс введён для всех, кто учится в 6-11 классе.
Курс «Россия — мои горизонты» включает 34 занятия в год, то есть они проходят раз в неделю. Занятия охватывают важнейшие отрасли страны: промышленность, цифровые технологии, медицину, инженерное дело, аграрный сектор, образование и другие.
Так, например, на первых занятиях школьники узнают о самом понятии «труд» и его значении в жизни человека, об отраслях российской экономики и о том, как они взаимосвязаны между собой, как они влияют на нашу жизнь.
Затем ребята погружаются в задачи профориентации и ставят цели, соответствующие их возрасту. Вместе с этим формируется представление о том, что такое образовательный и профессиональный трек, какие шаги нужно предпринимать в течение жизни, чтобы достигнуть определённых целей, что можно начать делать уже сейчас.
По мере продвижения по курсу ребята имеют возможность глубже изучить различные сферы экономики и их взаимосвязь между собой, что важно не только для школьников, которые ещё не сделали свой выбор, но и для тех, кто определился.
Примеры разных направлений деятельности в рамках одной профессии — на примере профессии «Программист»
Допустим, кто-то из ребят, решил, что будет программистом, но программистом можно стать практически в любой отрасли: кто-то создаёт беспилотный сельскохозяйственный транспорт или роботизирует предприятия тяжёлой промышленности, кто-то занимается обучением искусственного интеллекта, кто-то создаёт медицинских роботов, способных самостоятельно проводить операции, кто-то работает в индустрии развлечений и создаёт компьютерные игры — варианты есть практически в любой сфере, и всё это программисты. Даже если взять более конкретный вариант — программист игр, то оказывается, что за этим понятием скрываются ещё минимум десяток специальностей, и каждая из них требует не только знания математики и информатики. Есть те, кто придумывает сюжеты, им важно иметь богатую фантазию и хорошую начитанность — такому программисту важна ещё и литература. Есть те, кто создаёт персонажей — это уже умение рисовать. Те, кто отвечают за реалистичность изображений и движений, должны знать физику.
И это только первый слой вопросов. А дальше: каким именно программистом хочет стать ребёнок? В какой именно сфере? Работать только с компьютерным кодом? Или с техникой? Или даже с людьми? В крупной организации или нет? В офисе или удалённо? А может быть, в мечтах есть собственный бизнес? Готов ли наш будущий программист в этом случае решать задачи предпринимателя, ведь это уже сфера экономики? А готов ли к высокому уровню ответственности?
Планируя образовательную и профессиональную траекторию, эти моменты тоже нужно учитывать.
Углубиться в отрасли и профессии также помогут занятия курса, в рамках которого разработаны онлайн-симуляторы по различным специальностям. Ребята уже попробовали запустить спутник в качестве инженера-испытателя космических аппаратов, подготовить и провести урок как учитель, заняться машинным обучением и научить компьютер распознавать нашу речь. В открытом доступе для них находятся симуляторы и по другим специальностям. Их можно найти в виртуальном городе профессий Профиграде. Это ещё один инструмент профориентации, созданный для ребят. Каждый симулятор похож на компьютерную игру, и чтобы выполнить задания, ребёнку предстоит думать и действовать, как настоящий специалист данной сферы. Но, конечно, с подсказками, комментариями и неограниченным количеством ошибок. А ещё, симуляторы адаптированы для работы и в компьютерном, и в обычном классе.
В целом же курс построен таким образом, что в нём нет оценок, нет плохих результатов, здесь каждый ребёнок проходит свой собственный путь и каждый — победитель. При этом каждое занятие адаптировано под разные возрастные группы.
6-7 класс — это только начало профориентационного пути. В этом случае основной акцент делается на его интересах и склонностях, слабых и сильных сторонах. Наша цель — не перегрузить его сложной информацией, а заинтересовать и дать общее представление о самых разных сферах.
Для 8-9 класса уже открываются новые возможности: в этом возрасте дети проявляют более прицельный интерес к профессиям, интересуются организациями профессионального образования, задумываются, куда пойти после 9 класса, какие предметы выбирать для сдачи ОГЭ. На этом этапе важно помочь ребёнку с выбором подготовительных курсов и профиля обучения, а также с выбором уровня образования. Также важно начать изучение рынка труда и принципов выбора профессии.
В 10-11 классе школьники выбирают профессиональное направление и учебное заведение. Их волнует поступление в вуз или колледж, и все связанные с этим вопросы. Каждый из них понимает, какой важный выбор им предстоит совершить. На этом этапе стоит поддержать выпускника, снизить уровень тревожности и рассмотреть вместе с ним несколько альтернативных сценариев образовательных и профессиональных треков, помочь с выбором предметов для сдачи ЕГЭ.
Также следует отметить, что Профминимум реализуется на базе проекта «Билет в будущее» — это уникальное объединение школьников, педагогов и родителей всех регионов России, а ещё психологов-профориентологов и экспертов. И всё это для того, чтобы помочь ребёнку со сложной задачей выбора профессии. Проект существует с 2018 года и накопил большой опыт профориентационных практик. В прошлом году проект охватил почти 2 миллиона школьников, обучил около 33 тысяч педагогов, создал партнёрскую сеть работодателей из более чем 2,5 тысяч предприятий, и это только начало.
Программа курса «Россия — мои горизонты» и материалы к занятиям доступны на информационном ресурсе проекта «Билет в будущее» — https://bvbinfo.ru/profminimum. А к следующему году уже готовится обновлённая и расширенная версия программы.
Также профориентационная работа в школе подразумевает дополнительные возможности: экскурсии на предприятия, в колледжи и вузы, профессиональное обучение.