МКОУ "Среднесибирская СОШ"
п. Среднесибирский
  • Внутренняя оценка качества образования

    ВСОКО - внутренняя система оценки качества образования - совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, оценку эффективности деятельности образовательной организации (ОО).

    Внутренняя система оценки качества образования в школе (ВСОКО) является системой управления качеством образования. Она основана на проектировании, сборе и анализе информации о нескольких параметрах.

     Ими являются:

    • -содержание образования:

    • -результаты усвоения основной образовательной программы;

    • -условия реализации основной образовательной программы;

    • -эффективность компонентов, из которых она состоит, и подпрограмм;

    • -содержание результатов освоения дополнительных образовательных школьных программ;

    • -условия реализации данных программ.

     Основным направлением внутренней системы оценки качества образования в школе является обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования. ВСОКО осуществляется в строгом соответствии с федеральными требованиями к порядку проведения процедуры самообследования в школе, а также к различным параметрам, которые используются в процессе федерального государственного контроля качества образования.

     Цели и задачи внутренней системы оценки качества образования в школе

    У ВСОКО существуют несколько целей.

    1. Первой целью является формирование единой системы оценки состояния образования, а также своевременное выявление изменений, которые влияют на качество школьного образования.

    2. Вторая цель заключается в получении объективной информации о функционировании и развитии системы школьного образования, о тенденциях его изменения и о тех причинах, которые влияют на его уровень.

    3. Третья цель ВСОКО в школе – предоставить общественности и непосредственным участникам образовательных отношений достоверную информацию о качестве образования.

    4. Четвертую цель можно определить как принятие своевременных и четко обоснованных управленческих решений, которые связаны с образовательным совершенствованием. Принимая подобные решения, необходимо повышать уровень информированности потребителей образовательных услуг.

    Также целью ВСОКО является прогнозирование развития образовательной системы. 

     Основная задача внутренней системы оценки качества образования в школе – установить степень соответствия образовательных программ не только нормативным требованиям, но и запросам потребителей образовательных услуг. Качество образования должно соответствовать требованиям ФГОС, федеральным компонентам государственных стандартов, а также потребностям заказчиков и потребителей образовательных услуг.  В школе в обязательном порядке должно быть разработано положение о внутренней системе оценки качества образования. Результаты ВСОКО – это основа отчёта о самообследовании, подходы к которому регламентированы на федеральном уровне. Сама ВСОКО является непосредственным предметом самообследования, и в соответствующем отчёте приводятся ссылки как на положение о ВСОКО, так и на дополнительную оценочную информацию, выходящую за рамки критериев эффективности деятельности образовательной организации.

     В процессе самообследования оценивается:

    • образовательная деятельность;

    • система управления образовательной организацией;

    • содержание и качество подготовки учащихся;

    • организация учебного процесса;

    •  дальнейшая востребованность выпускников;

    • качество кадрового, учебно-методического и иного обеспечения, материально-технической базы;

    •  функционирование внутренней системы оценки качества образования.

     Структура внутренней системы оценки качества образования в школе 

     Структура ВСОКО должна включать следующие направления:

    • качество образовательных результатов, к которым относятся предметные результаты обучения, метапредметные результаты обучения, личностные результаты, показатели социализации, результаты освоения учащимися основной общеобразовательной программы, здоровье учащихся, динамика, достижения на конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

    • Следующий компонент внутренней системы оценки качества образования в школе – это качество реализации образовательного процесса. К нему относятся основные и дополнительные образовательные программы, реализация учебных планов и рабочих программ как составляющих образовательной программы, качество уроков и индивидуальной работы с учащимися, а также внеурочной деятельности, удовлетворённость учителей и родителей школьными уроками и условиями.

    • Третий компонент структуры внутренней системы оценки качества образования в школе – это качество условий, которые обеспечивают образовательный процесс. К нему относится материально-техническое обеспечение, информационно-развивающая среда, санитарно-гигиенические и эстетические условия, медицинское сопровождение и общественное питание, психологический климат в образовательном учреждении, использование социальной сферы микрорайона и города, кадровое обеспечение, государственное общественное управление, программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.

    Локальный нормативный акт в данном случае выступает нормативной основой ВСОКО. Внутренняя система качества образования в школе функционирует в прямой взаимосвязи с системой целей внутришкольного контроля и мониторинга, создавая основы управления образовательной деятельностью школы. ВСОКО не заменяет внутришкольный контроль, однако, её материалы следует использовать в рамках внутришкольного контроля, особенно в сфере контроля образовательных достижений учащихся.

    Внутришкольный контроль

    Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности по установлению соответствия всей системы учебно-воспитательной работы образовательной организации общегосударственным требованиям (нормативам), это систематическая проверка состояния работы педагогов. 

    Общая цель внутришкольного контроля (ВШК) - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательной организации, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям.
    Факторы, определяющие качество образования:
    качество образовательных целей;
    качество образовательных стандартов и эталонов;
    качество образовательных программ;
    качество кадрового потенциала;
    качество знания обучающихся на входе;
    качество средств образовательного процесса;
    качество образовательного процесса;
    качество системы контроля достижений;
    качество исследовательской работы;
    качество структуры управления.
    Цели ВШК:
    - реализация принципов государственной политики в области образования;
    - соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования;
    - исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций;
    - защита прав и свобод участников образовательного процесса;
    - соблюдение конституционного права граждан на образование;
    - повышение эффективности результатов образовательного процесса;
    - развитие принципов автономности образовательной организации с одновременным повышением ответственности за конечный результат;
    - совершенствование механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования) в пределах компетенции учреждения образования разного уровня;
    - проведение анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса.
    В связи с этим, актуальными и значимыми можно считать следующие задачи внутришкольного контроля:
    - выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации основной образовательной программы (ООП) нормативным требованиям ФГОС;
    - оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы конкретной ступени образования;
    - изучение обучающихся на основе разностороннего диагностирования;
    - анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
    - выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка предложений по их устранению;
    - изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФГОС;
    - информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie